Оценка конкурентоспособности предприятия необходима для разработки конкурентной стратегии, максимально эффективной для конкретного предприятия, с учетом внешней среды и внутренних особенностей этого предприятия. Конкурентоспособность предприятия определяется наличием у него конкурентных преимуществ, то есть способностью предприятия положительно выделяться среди конкурентов.
Оценка конкурентоспособности предприятия начинается с оценки отрасли, на которой конкурирует предприятие.
Основные экономические показатели, характеризующие отрасль:
Размеры рынка
Доходность отрасли
Темпы роста рынка и стадия, на которой находится рынок
Масштабы конкуренции
Число конкурентов и их относительные размеры
Количество покупателей и их финансовые возможности
Количество поставщиков и их уникальность
Легкость вхождения в отрасль и выхода из отрасли
Необходимость и масштаб капиталовложений
Загруженность мощностей
Дифференцированность продуктов компаний-конкурентов
Технологические изменения, их темп и направленность
Значимость для потребителей брендов и торговых марок
Оценив отрасль, следующим шагом нужно оценить основных конкурентов и конкурентоспособность изучаемого предприятия по следующим критериям:
Доля рынка
Конкурентоспособность предлагаемых товаров и услуг
Уникальность предлагаемых товаров и услуг
Финансовое положение
Финансовые, производственные, технологические, инновационные возможности
Эффективность управления
Известность бренда, торговой марки
Конкурентоспособность предприятия определяется ответами на вопросы:
Насколько сильна конкурентная позиция компании по сравнению со своими основными конкурентами?
Что является основным конкурентным преимуществом предприятия?
С какими стратегическими проблемами предприятие сталкивается сейчас и может столкнуться в будущем?
Насколько соответствует положение компании будущим ключевым факторам успеха в отрасли?
В каких областях предприятие является уязвимым?
Доля рынка является ключевым параметром при оценке конкурентоспособности предприятия. Конкурентоспособность предприятия с большей долей рынка, как правило, выше.
Классические направления достижения конкурентных преимуществ и повышения конкурентоспособности предприятия:
низкие издержки (конкурентное преимущество в цене)
дифференциация (конкурентное преимущество в качестве)
Низкие издержки позволяют предприятию экономить на масштабе и привлекать больше покупателей, для которых цена является определяющим фактором при покупке.
Дифференциация означает способность предприятия предложить покупателю товар или услугу, обладающие большей ценностью с точки зрения потребителя. Дифференциация позволяет устанавливать более высокие цены, что обеспечивает предприятию большую прибыль.
Конкурентоспособность демонстрируют как крупные предприятия с большой долей рынка, так и небольшие специализированные предприятия, имеющие конкурентное преимущество в узком сегменте. Предприятия, не обладающие финансовыми и производственными мощностями лидеров рынка, концентрируют свои усилия на повышении качественных характеристик товаров и услуг, и достигают устойчивого конкурентного преимущества в своем сегменте.
Конкурентные преимущества предприятия нужно оценивать по следующим критериям:
1. Достигнутый уровень конкурентных преимуществ (низкий, средний, высокий)
2. Степень устойчивости конкурентных преимуществ (низкая, средняя, высокая)
Чтобы выявить возможности для создания конкурентного преимущества, нужно проанализировать весь цикл покупки и потребления товаров и услуг, совершаемый потребителями:
Как потребители приходят к необходимости совершить покупку?
Как формулируется эта потребность?
Как покупатель идентифицирует альтернативные варианты?
Каким образом потребитель выбирает продавца?
Как размещает заказ?
Как оплачивает заказ?
Каким образом доставляются товары и услуги?
Как хранятся доставленные товары?
Как используются доставленные товары и услуги?
Как обслуживаются доставленные товары и услуги?
Как потребители принимают решение о необходимости заменить товар или услугу?
Как потребители избавляются от старых товаров?
Необходимо четко знать, в чем состоит конкурентное преимущество исследуемого предприятия, а в чем оно отстает от конкурентов. В основе решения о покупке лежит обобщенная оценка товаров или услуг конкретного предприятия по сравнению с аналогичными товарами или услугами других предприятий. Потребитель оценивает итоговое конкурентное преимущество, то есть баланс между относительными преимуществами и недостатками по сравнению с преимуществами конкурентов.